Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

Новый порядок осуществления государственного и муниципального контроля

08.09.2021

1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который закрепил новые систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, систематизировал правила организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Законом предусмотрен приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным).

Предусмотрены, в частности, такие новые формы мероприятий как:

- меры стимулирования добросовестности (в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные (надзорные) органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля. Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля);

- самообследование (в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований положением о виде контроля может предусматриваться самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований. В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов);

- профилактический визит(проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер).

Несмотря на принятие вышеуказанного закона Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжит применяться в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора).

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в РФ (далее - ГМК) надо будет понимать деятельность контрольных (надзорных) органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Не относятся к ГМК (ч. 3 ст. 1 Закона):

- мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных правоохранительных органов;

- оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

- производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

- рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

- проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

- деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

- деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

- расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

- деятельность органов внешней разведки РФ;

- деятельность органов государственной охраны;

- деятельность органов федеральной службы безопасности.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федеральный закон № 248-ФЗ применяется и в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но только в следующей части:

- проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию;

- проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в порядке и случаях, предусмотренных гл. 12 и 13 Федерального закона № 248-ФЗ.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 248-ФЗ предметом ГМК являются:

- соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;

- соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;

- соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством РФ;

- исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

 В ч. 1 ст. 23 и ст. 25 Федерального закона № 248-ФЗ определено, что контрольный (надзорный) орган относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) с частотой проверок:

 

 Категория риска

Максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий

Чрезвычайно высокий риск

Не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год

Высокий риск

Не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года

Значительный риск

Средний риск

Не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года

Умеренный риск

Низкий риск

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке - категория низкого риска.

Для отнесения объекта контроля к категории риска контрольный (надзорный) орган проводит различные мероприятия, при этом не взаимодействуя с контролируемыми лицами (ст. 24 Федерального закона N 248-ФЗ). Если ему не удалось отнести объект к определенной категории, считается, что данный объект относится к категории низкого риска.

В любом случае контролируемое лицо вправе подать заявление об изменении категории риска.

Государственному (муниципальному) контролю подлежат организации и граждане. Под гражданами в данном случае понимаются физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели).

Граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 248-ФЗ, за исключением жилых помещений.

Под организациями понимаются зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектами правоотношений становятся организации, не являющиеся юридическими лицами.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона № 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.

Допускается, что определенный вид контроля может осуществляться без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Но это должно быть установлено положением о виде контроля или федеральным законом о виде контроля.

Виды контрольных (надзорных) действий перечислены в ст. 65 Федерального закона № 248-ФЗ - это осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент. О каждом из них подробно говорится в гл. 14 Закона.

Проверки могут быть и внеплановыми. Согласно ст. 57 и 66 Закона их отличие в том, что они могут проводиться независимо от наступления сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план их проведения.

Окончание контрольного (надзорного) мероприятия сопровождается составлением акта. В случае если по результатам такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.

В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. При этом к акту приобщаются документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, проверочные листы.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий контрольный (надзорный) орган в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений.

На основании ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 248-ФЗ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.



Количество показов: 421

Возврат к списку