Церковь Введения Пресвятой Богородицы
В 1771 году симбирские купцы И. Твердышев и И. Мясников заложили на месте слияния рек Сим и Миньяр плотину и построили водяную мельницу и лесопилку. Таким образом, они основали селение с первоначальным названием Нижнесимская пристань.
Уже после подавления войсками Екатерины 11 крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, полковник которого С. Юлаев полностью сжег Симский и Илекский заводы, Мясников и Твердышев решили на уже обжитом месте заложить новый железопередельный завод, получивший название Миньярского .
Начало работы по постройке нового завода Указ Берг – коллегии определяет 1784 годом.
Одновременно владельцы завода планировали постройку и церкви в новом заводском поселке, даже обратились к знаменитому русскому архитектору М. Казакову с просьбой создать проект церквей в Симском, Илекском и Миньярском заводах.
Но если в Симском заводе церковь была построена сравнительно быстро и была освещена под именем, Дмитриевской, то постройка церкви в Миньяре задержалась. Будучи заложена (ориентировочно) в 1785 году эта церковь была завершена строительством только в 1819 году и освещена как Свято – Введенская церковь, т. е. посвящена большому православному празднику введения во храм Пресвятой Богородицы.
Это объясняется тем, что заканчивала строительство церкви дочь И. Мясникова, Ирина Ивановна по мужу Бекетова, которая получила Миньярский и Симский заводы в приданое. Богородица всегда считалась на Руси женской заступницей, а праздник Введения во Храм четырехлетней Марии ставшей впоследствии матерью Христа символизировал именно женское приобщение ко Святой церкви, именно женское благочестие.
Матвей Казаков, загруженный заказами на перестройку Москвы после очередного пожара, поручил разработку проекта церквей для богатых уральских заводчиков одному из лучших своих учеников Ефиму Малютину. Малютин при работе над проектами пользовался советами и консультациями самого мастера. Более того, М. Казаков рекомендовал Е. Малютину использовать в качестве базового проекта свой проект церкви, возведенной им в Москве на Козьем Болоте ( существует и до наших дней) .
Молодой архитектор воспользовался советом своего учителя, но проявил и свое мастерство, свой профессионализм. Это ярко проявилось в привязке проекта к местности. Православная церковная традиция рекомендует возводить церкви на возвышенных местах, так, чтобы они как бы осеняли поселения, но Миньярский завод изначально располагался в котловине между шестью горами, а расположить церковь на одной из этих гор означало бы удалить храм Божий от жилых домов, затруднить его посещение верующими. Это было тем более нежелательно, потому, что среди первых поселенцев Миньярского завода было немало старообрядцев «к церкви государственной не усердных и своими беглыми с Вятки, али с Белой Криницы, не право миропомазанными попами окормляемых».
Поэтому автор проекта избрал наилучший в данном случае вариант – храм возведен на «стрелке», т. е. на возвышенном берегу на месте слияния Сима и Миньяра в самом центре старого поселения.
Для того, чтобы понять значимость этого памятника архитектуры нужно хотя бы в общих чертах раскрыть историю зарождения нового архитектурного стиля – русского классицизма.
Обратимся к истории русской архитектуры.
Во 2-ой половине ХУ111 века – начале Х1Х века наблюдается самое сильное тяготение русских архитекторов к античности. Античное наследие предоставляло зодчим целый комплекс композиционных приемов и классических форм, отвечающих принципам нового художественного мышления. В гармоничной законченности, простоте и ясности, строгости и рациональности, монументальности и возвышенности античных сооружений видели тогда совершенную систему. Русские зодчие творчески развивали их применительно к национальным традициям и требованиям жизни. Так сформировался новый стиль – классицизм, отрицавший архитектуру барокко с ее усложненной конфигурацией планов, богатой и сложной пластикой фасадов. Требовались более простые, лаконичные и строгие формы, для которых лучше всего подходила ордерная система античной классики.
В период русского классицизма получило дальнейшее, значительное развитие строительства по типовым проектам. Это подтверждается тем фактом, что разработанный великим М. Казаковым проект церкви в Москве на Козьем Болоте был творчески адаптирован для Сима, Илека и Миньяра Е. Малютиным. Это удалось сделать благодаря тому, что стали широко применяться повторяющиеся детали и конструктивные схемы.
Государство усиливает централизацию управления строительными делами и разработкой проектов, которая охватывает теперь и провинциальные города.
Характерной чертой нового культового зодчества становиться строительство церковных зданий в форме ротонд. Архитектура приобретает значительно большую строгость композиции и сдержанность в декоративных приемах. Зданиям становятся присущи симметричность и геометрически правильные формы прямоугольника, квадрата.
В наружной обработке и в интерьерах зданий господствовало стремление к предельно ясному выделению простых объемов и поверхностей стен, к четкости членения фасадов, к сдержанности в применении скульптурного и орнаментального убранства. Широко применяются свободно переработанные формы античных ордеров, арок, портиков, колоннад, купольных залов, причем все формы подчинены назначению здания и неразрывно связаны с русскими национальными традициями в зодчестве. Все больше и больше в наружной отделке применяется штукатурка, что очень отличает русскую архитектуру конца ХУ11в. – нач Х1Х в. от европейской, где как правило, использовался природный камень. В России мрамор и гранит используется редко, ими , в основном, отделывают дворцовые и общественные здания в столицах. В провинции же строительство всячески удешевляется, но не в ущерб красоте и прочности зданий. Для этой цели широко применяют местные стройматериалы. Так, для строительства Миньярской Свято – Введенской церкви использованы кирпич местного отжига и местный же известняк, который прекрасно обрабатывался.
Миньярская церковь имеет ярко выраженную трехчастную осевую композицию: храм, трапезная, колокольня. Все эти части по христианской традиции ориентированы с востока на запад.
Храм – основной объем церкви _ это купольная, двухсветная, двухъярусная ротонда с венчающим ее глухим барабаном и фигурной главой.
Нижний ярус ротонды имеет развитый антаблемент с шестью – парной колоннадой римско – дорического ордера и расчленен двойным горизонтальным карнизным поясом (выступом), который по высоте увязан с карнизом трапезной и является своеобразным архитектурным приемом перехода от одного объема к другому. Второй ярус имеет восемь арочных впадин, искусно поддержанных спаренными колоннами дорического ордера с небольшими круглыми люнетами. Оконные проемы решены в строго выдержанных формах зрелого классицизма.
Трапезная – здание прямоугольной формы с закругленными углами. Продольные фасады решены пилястровыми портиками с фронтоном и четырьмя плоскими прямоугольными дорическими пилястрами – лопатками. Четыре оконных проема обрамлены арочными впадинами, а центральный проем оформлен плоским портиком с люнетами по антаблементу
Колокольня – двухъярусное здание, завершенное световым цилиндрическим объемом с куполом и фигурной главкой. Завершается здание трапезной световым деревянным барабаном, обитым железом и фигурной главой. Основной объем колокольни решен в строгих классических формах. Обращает внимание звонница, которая выдержана в хороших пропорциях и оформлена портиками римско – дорического ордера. Складывается впечатление, что колокольня строилась уже позднее, приблизительно в 1 –ой трети Х1Х века, так как по стилю оно явно инородное и имеет ярко выраженные элементы эклектики – двухъярусные пилоны по периметру барабана, вычурные консоли, украшающие сам барабан по всей его окружности, а также 8 – образные звуковые окна под малым куполом. Однако эти позднейшие элементы талантливо увязаны в единый ансамбль со всем зданием.
Все здание церкви было оштукатурено и декорировано рустованным камнем. Все элементы кровли выполнены из листового железа также местного производства. Церковь по всему периметру имела кирпичную ограду с декоративной решеткой из металла. (Ныне эта ограда безвозвратно утрачена).
В 1927 году Миньярская церковь была закрыта, предметы культа частично вывезены, частично разграблены. Лишь малая часть их была втайне от властей сохранена местными жителями. Среди этих предметов посеребренная купель, малый колокол «малиновый звон», несколько подсвечников, лампада. Особо надо отметить икону Казанской Божией матери в резном деревянном вызолоченном окладе.
В советское время здание не раз переоборудовалось для различных нужд светского характера. Здесь размещалось фабрично – заводское училище, клуб металлургов, спортивная база. В 70–е годы здание было окончательно заброшено и медленно разрушалось.
В 90–е годы были сделаны попытки реставрации церкви, в ней опять стали регулярно проводится богослужения, появились постоянно служащие священники, стали собираться пожертвования на восстановление. Однако, реставрацию удалось по – настоящему провести только тогда, когда ей заинтересовался депутат Госдумы по Кыштымскому избирательному округу М. И. Гришанков. Именно ему удалось заинтересовать Министерство Культуры РФ этим памятником истории и культуры, добиться для него статуса памятника истории и культуры федерального значения и выделения средств для его реставрации.