Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

Экспонаты Миньярского историко-краеведческого музея и не только....


             Поговорим о самоварах... 

 

«Снова в русском самоваре чай, чай, чай, по особому заварен чай, чай, чай…» 

Да давно прошли те времена, когда без самовара не садились за стол, когда дорогого гостя встречали до блеска начищенным самоваром, когда самовар был для русского человека символом семейного очага, уюта и общения… Как писал Н.Кузьмин, русский писатель: «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдёт ли вечером гость ближайший, и сразу же : «Самоварчик?»… И пыхтит уже на столе, как символ гостеприимства, домашнее, желтобрюхое божество, и угощенье на скатерти: свежесваренные в самоваре же яйца, мёд и крендели на мочальной связке… 

А по воскресеньям и в праздничные дни красуется самовар на столе, начищенный до золотого сияния, да ещё и разузоренный любовной рукой, сверкающий переливчатыми блестящими кружочками, как жеребец в яблоках…» 

С самоваром принято ассоциировать и вообще всё, что связано с Россией, будь то матрёшки или хохлома, гжель, рассматривать его как национальную культурную традицию чаепития. 

Но немногие знают, что самовар к нам пришёл издалека. Сегодня трудно сказать, когда и где изобрели первый самовар, но доподлинно известно, что приборы такого типа давно использовались в Китае и Иране, только назначение у них было другое, это на самом деле был « водогрейный сосуд», как это определено в словаре В.И.Даля.  Путешествуя,  или находясь у себя дома,  они имели под рукой горячую воду для приготовления пищи или для мытья. Это была большая бочка с трубой, разделённая на две части: в одном отсеке, снизу или сбоку находилась вода, в другом, меньшем по размеру, отсек для топлива, и труба, выходящая из топливного отсека.  Вот и вся конструкция. Правда во дворцах, эти приборы были более изящны и красивы, но использовались только для нагрева воды.  

В России этот прибор появился вместе с путешественниками, купцами и монголо-  -татарами, которые имели у себя на службе и китайцев, способных врачевать,  иранцев,  арабов, умеющих определять путь по звёздам. А арабы, иранцы и китайцы были людьми, с более высокой стадией цивилизации, поэтому и уровень их бытовой культуры был выше. Остатки такого прибора были найдены в развалинах поволжского средневекового города (ныне г.Дубовка) и он был монгольского происхождения (ж. «Новый взгляд» Казань. 2011г..). 

Первоначальной родиной русского самовара является Урал. О появлении первых самоваров известно следующее. В архивах 1730 года зарегистрирован тот факт, что среди ассортимента уральской медной посуды часто упоминаются «казаны с трубами», «кубы винокуренные с трубами», «кубы винные с колпаком и трубами», которые широко применялись в монастырских и помещичьих хозяйствах. 

Прообразом самовара в России стал медный чайник с трубой и решёткой, в котором уличные торговцы готовили русский национальный напиток сбитень, готовившийся из мёда, трав и сушёных ягод. Устройство называлось сбитенник. И благодаря соединению двух изделий, водогрейки иноземцев и экономичного сбитенника был создан новый прибор, ещё более экономичный и удобный – самовар.  

В 1760 году было налажено производство медной посуды и самоваров на мануфактурах Москвы и Урала. Это выли самовары – чайники, самовары – кухни, которые представляли из себя глубокую чашу на ножках с трубой в центре и перегородками, позволяющими не только кипятить воду, но и готовить пищу. Сверху такой прибор закрывался общей крышкой. Иногда в отделении для воды был кран. Такой предмет использовался не только дома и постоялых избах, но их нередко брали с собой в дорогу. 

Первая самоварная фабрика появилась в1778 году и была основана Назаром Лисициным и его братом Иваном в Туле, на улице Штыковой. Но всё же родоначальником этого заведения был их отец Фёдор Лисицин, оружейных дел мастер, который построил собственную мастерскую и в свободное от работы время упражнялся в ней всякого рода работами по меди. 

И вот ведь что интересно, производство самоваров оказалось делом прибыльным. Мастера быстро становились заводчиками, а мастерские фабриками. Их с каждым годом становилось всё больше и больше, т.к. самовары хорошо продавались. Но стоили они по тогдашним ценам дорого,  самовары продавались на вес.  Так из латуни – 64 рубля пуд, из красной меди – 90 руб/пуд. Не всем по карману был такой самовар.  

А фабрик становилось всё больше по всей России, и центром самоварного дела  оказалась Тула, город оружейников, там и стали выпускать самовары разных моделей и форм. По 7 тыс. самоваров в год изготовляла фабрика братьев Баташовых, ф абрика Ф. Лялина -10 тыс. штук, Ломова -10 тыс. штук. А всего в середине 19 века 28 самоваренных фабрик Тулы выпускали 120 тысяч самоваров в год.  И если в 1826 году в Туле было 8 самоварных фабрик, то в 1896 году – 70. Упала и цена, 5 рублей за пуд – стоимость простого самовара – банка на 4 литра (стоимость коровы, или жалование за месяц высококвалифицированного рабочего). На крышке самовара штихелем наносились имя мастера или  хозяина мастерской, фабрики, клеймо с названием города. И всё же, опять  доступен он был не для всех. 

В начале 19 века мастерские по производству самоваров уже были не только в Туле, но и на Урале и в Москве, потому что спрос на самовары был велик. Золотых и серебряных дел мастера изготовляли самовары. Формы были разные: самый распространённый – банка, ваза, рюмка, конический, шар, дуля (грушевидный), бочонок, дорожный, нестандартный, кухня, салонный, сувенирный, чаша и другие. Появились даже фарфоровые самоварчики для салонов, самовары – кофейники. Стоимость их упала до 2,5 -3 рублей за пуд. 

Менялась мода, с модой менялась и форма самоваров, элементы их декора, что с точностью позволяет определить время их изготовления. 

В конце 19 века ни одна выставка  за рубежом не обходилась без самоваров.  Фабрика, получавшая медали на международных выставках, обычно наносила на крышку или корпус самовара изображения медалей, с указанием года получения и её достоинства. Так например, на самоварах фабрик Баташовых, Тейле в Туле, красовалось до десятка медалей. 

В нашем,  Миньярском историко-краеведческом музее есть самовары конца 19 века фабрики Н.Баташова, на которых есть изображения более 10 медалей различных фабрик.  Это самовары –банка из меди, тампаковый самовар, и самовар – репка с подносом. На одном из самоваров есть и гербы некоторых императорских и королевских дворов Европы, видимо одна из фабрик Баташова получила статус поставщика  Российского императорского двора.  

Принято считать, что самовар бытовал во всех слоях русского общества – от царского двора до избы крестьянина. Это далеко не так. Не каждый крестьянин или даже мещанин мог позволить себе купить «пузатое чудо». И всё же всё чаще и чаще самовар появляется в домах обывателей, т.к. массовое производство увеличило рынок предложения и уменьшило цены. Мало того многие имеют по два самовара: один постоянный, другой для праздника. Чистили самовары очень часто. Латунные до блеска. При этом использовались  глина и  зола, которые быстро приводили прибор в негодность, протирая стенки сосуда насквозь. В медных самоварах быстро прогорал кувшин. Подавляющее большинство старинных самоваров сделаны из более износостойкой латуни, тампака, реже мельхиора. 

И всё же главное в самоваре, не форма, а его содержание. Все самовары имеют одинаковое устройство.  

Самая главная часть самовара – тулово (корпус, стенка), в который вливается вода для кипячения. Кувшин или труба – жаровня, находящийся внутри тулова – специальная полость для топлива, в нижней части, которого есть решётка, на которую кладётся топливо. Тулово соединяется с поддоном, основанием самовара, к которому крепятся ножки.

 Эта часть, более узкая, чем тулово – шейка, в верхней части которого находятся поддувалова _ отверстия, через которые проходит воздух, необходимый для горения в жаровне. Продукты горения скапливаются на донышке, которое не закреплено и находится между поддоном и шейкой. Обязательны ручки с деревянными валиками – хватками, надетые на специальные стержни – подшишки. Ручки находятся на тулове и предназначены для переноски его с одного места на другое.  

Впереди на корпусе расположен кран, состоящий из ключа и ветки крана. Кран прикрепляется к корпусу репейком – специальным утолщением вокруг крана для более надёжного соединения.  

Есть у самовара верхняя крышка, на которой в центре -  отверстие, для нанизывания крышки на трубу – жаровню. Есть и паровички, отверстия с откидной крышечкой, для выхода пара. На крышку надевается конфорка – подставка для заварочного чайника или маскировка той части жаровни, которая возвышается над крышкой. 

На самом верху - заглушка – небольшая крышечка – колпачок, которая закрывает верхнее отверстие и останавливает процесс горения в самоваре, поэтому при работе самовара заглушку обязательно снимали. А чтобы хозяйка не обожглась, на заглушке есть ручки – подшишки, к которым прикасается хозяйка в процессе приготовления чая. 

Такая конструкция обязательна для любого вида самоваров, т.к. все они необходимы для его работы. 

Да и процесс создания самовара состоял из множества операций, которые последовательно выполнялись мастерами разных специальностей – от наводильщика, который выковывал  «вазу» самовара,  литейщика до столяра. Если самоварщик один работал в мастерской и выпускал продукцию под своим именем, то некоторые детали, такие как краны, крышки, ручки, он покупал оптом. Продукция шла с именем мастера, а на некоторых деталях стояли клейма мастеров их производивших. А некоторые образцы 19 века сделаны из разных материалов. Например корпус самовара выполнен из меди, а кран из латуни. Разнородные материалы, если они не декорируются,  признак, либо реставрации, либо переделки. Так, довольно часто, сбитенники переделывали на самовары, заменяя носик чайника на самоварный кран. На кранах самоваров часто встречаются выбитые номера: «0», «1», «2» и т.д., обозначающие их размер. 

В конце 19 – начале 20 веков появляются новые типы самоваров – керосиновый самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку.  Вода в самоварах Черниковых закипала быстрее, т.к.устройство усиливало движение воздуха. А самовары «Паричко» выпускала тульская фабрика  Рейнгольда Тейле. Этот самовар нашёл спрос там, где был дешёвый керосин, особенно на Кавказе и за границей. 

В 1908 году был выпущен самовар со съёмным кувшином на фабрике братьев Шахдат и К. Этот самовар также бал изобретён инженером А.Ю.Паричко, который продал патент Шахдату и К. Отличие этого самовара в том, что он безопасен в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться при отсутствии воды. Вода в них оставалась долго горячей, чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте, и другом топливе. 

Революция 1917 года вносит свои коррективы. Самоварная промышленность почти прекратила своё существование. Все предприятия в 1918 году были национализированы, многие из них перепрофилированы  и стали выпускать другую  продукцию, либо посуду, либо работали для оборонной промышленности.  

В Туле 1919 году самовары выпускаются только на Тульской патронной фабрике «Штамп»., а с 1922 года производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающем заводе в городе Кольчугино.  

С 1956 года начинается выпуск электрических самоваров на заводе «Штамп», с 1964 года выпускаются самовары – сувениры «Ясная поляна». 

Вся история самоварного дела в России и история самовара прослеживается по экспонатам музея  завода «Штамп» в Туле, в котором более 400 экземпляров самоваров. Есть экспозиция самоваров Михаила Борщева в парк – отеле «Грумант»  в Щёкинском районе Тульской области, где тоже более 400 экспонатов. 

В 1990 году у стен Тульского Кремля, на улице Менделеевская открыт музей «Тульские самовары». Здесь вы можете не только увидеть самовары, услышать о них, но и насладится чаем из самовара, с пряником или мёдом, но и купить сувенирный маленький самоварчик, который будет точной копией большого самовара. 

В нашем крае также часто встречались самовары. На столах особенно зажиточных миньярцев обязательно красовался самовар. В списке приданого девушки вторым после иконы шёл самовар. 

В нашем музее девять самоваров, переданных в дар музею миньярцами. Это самовары 19 века фабрики Н. Баташова, с медалями, знаками отличия. Из красной меди и тампака. А семья Пысиных передала самовар – репку с подносом. 

Есть самовары – рюмки из сплавов металлов, с декором и без. Это редкие самовары, время производства после революции 20-е - 30-е годы, когда самоваров выпускалось очень мало. Это в основном приборы из сплавов металлов, самовары – «рюмки» - с декором, один без. 

У каждого из наших самоваров своя история. Каждый помнит руки своей хозяйки. Каждый помнит как с ним обращались: начищенные до блеска, или с прогоревшими кувшинами, с повреждённым корпусом… Два самовара без крышки, и посетители могут  видеть его устройство. 

Для современника это интересно. Ведь пить чай из самовара, держа блюдечко на пальцах руки, прикусывая комковым сахаром, да с крендельками или узорным пряником, это ли не повод к располагающий к беседе, к доброму разговору рядом с мерно «посапывающим» самоваром. Ведь чай «… без самовара, всё равно не чай. Никакого скусу.  Водопой, да и только…» В. Распутин. 

«Глухая тоска без причины и 

И дум неотвязный угар. 

Давай-ка наколем лучины, 

Раздуем себе самовар. 

За верность старинному чину, 

За то чтобы жить не спеша, 

Авось и распарит кручину, 

 Хлебнувшая чаю душа…» 


                               А.Блок. 

Церемония распития чая в России, сделали самовар центральным предметом русского чаепития,  частью нашей  национальной  традиции, символом быта, неотъемлемой частью культуры России. 

                                             В.Б.  Мирошниченко. 

                                      Главный хранитель МКУ «МИКМ» 

     PB084678.JPGPB084676.JPGPB084675.JPGPB084681.JPGPB084683.JPGPB084674.JPGPB084677.JPGPB084680.JPG




Дата изменения: 27.10.2014 07:13